Мукаддас Ардабили — прославленный, величайший и известный ученый богослов 10 столетия по лунной хиджре

Мукаддас Ардабили — прославленный, величайший и известный ученый богослов 10 столетия по лунной хиджре

Ахмад ибн Мухаммад Ардабили, известный как Мукаддас Ардабили и Мухаккик Ардабили является великим ученым Ислама и мира шиитов 10 столетия по лунной хиджре, который после мученической гибели Мученика ас-Сани возглавил марджаийат и руководство шиитским мазхабом в Священном Неджафе.

Он оказал ощутимое воздействие на динамичность шиитского фикха и возрождение научной духовной академии Неджафа.

Ахмад ибн Мухаммад Ардабили, известный как Мукаддас Ардабили и Мухаккик Ардабили является великим ученым Ислама и мира шиитов 10 столетия по лунной хиджре. Он родился в прекрасном городе Ардебиль, который является живописным и красивым, и воспитывался в семье, которая питала любовь к Пророку Ислама и непорочным членам семьи его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), которое отличалось набожностью и богобоязненностью. Получив начальные знания Ахмад ибн Мухаммад Ардабили отправился в Священный Неджаф, чтобы продолжить свое высшее образование.

В то время научная духовная академия в Неджафе служила крупным центром исламских наук и шиитского фикха. Фикху Мукаддас Ардабили обучался у учеников Мученика ас-Сани. Для того, чтобы максимально воспользоваться научной и духовной атмосферой Неджафа Ахмад ибн Мухаммад Ардабили навсегда поселился в этом Священном городе, где он извлекал огромную пользу от того, что находился рядом с пречистой гробницей повелителя правоверных его светлости Имама Али (мир ему!). После мученической смерти великого богослова Мученика ас-Сани высокочтимый Мукаддас Ардабили возглавил марджаийат и руководство шиизма в Неджафе.

В народе шейх Ахмад Ардабили был известен как Мукаддас Ардабили, а среди ученых и факихов его называли Мухаккик Ардабили и Мудаккик Ардабили. Эти прозвища шиитский богослов получил за то, что отличался особой богобоязненностью, благим нравом, а также оставил после себя большое количество ценных трудов и произведений, в том числе исследований в области фикха, калама, акыды (убеждений). Несмотря на славу Мукаддаса Ардабили, которая была распространена среди людей, в книгах об этом великом богослове написано значительно меньше того, чего ожидалось бы.

Но и той маленькой доли достаточно, чтобы можно было говорить о появлении уникальной личности в 10 веке по лунной хиджре, лучи и свет знаний и набожности которого по-прежнему освещают путь путников идущих дорогой школы непорочных членов дома Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). О месте, призвании и величии Мухаккика Ардабили известный богослов алламе Маджлиси пишет: «… В вопросах очищения своего нафса, богобоязненности, аскетизма и добродетелей Мухаккик Ардабили достиг пика, и столь великой личности я не могу назвать ни среди ученых богословов предшественников, ни последователей. <…> Труды этого богослова отличаются высочайшей точностью и исследовательским характером …».

Во времена правления династии Сефевидов Мукаддас Ардабили жил в Иране. В наших предыдущих передачах мы отметили, что правители из династии Сефевидов ввиду различных религиозных и политических причин, а также в свете государственной целесообразности уважали шиитских богословов и обращались к ним за советом и помощью. В это время некоторые известные шиитские богословы такие, как Мухаккик аль-Караки, по просьбе шахов из династии Сефевидов переселились в Иран из Ирака, Ливана и других стран исламского мира, сослужив огромную службу шиитскому миру и служили огромным источником божественных благ и внимания.

Такие великие ученые и богословы как Мухаккик ас-Сани, Шейх Бахаи, великий алламе Маджлиси, направляя политику придворных и самого шаха Сефевидов в сторону распространения шиизма сослужили огромную и незаменимую службу Исламу и шиитскому фикху. Этот период можно назвать одним из периодов пика и взлета шиитских убеждений. Шах Аббас Сефеви несколько раз приглашал великого шиитского муджтахида того времени т.е. Мукаддаса Ардабили вернутся в Иран, однако великий ученый всякий раз отклонял эту просьбу. Он считал свое присутствие в Неджафе более необходимым и полезным.

Хотя Мукаддас Ардабили не удовлетворил просьбу Шаха Аббаса вернуться в Иран, он все время поддерживал связь с династией Сефевидов и делал необходимые замечания в пользу шиизма. Шах Аббас с предельным уважением относился к замечаниям и рекомендациям Мукаддаса Ардабили. В исторических записях читаем: «Один из придворных во дворце династии Аббасидов навлек на себя гнев Шаха Аббаса и попросил убежища у Мукаддаса Ардабили, попросив его заступиться за него. Великий богослов в письме Шаху Аббасу написал: «Властителю преходящего мира Аббасу! Знай, что если даже этот человек является злостным нарушителем, то сейчас он бессилен, и если ты простишь его, быть может Всевышний и Всемогущий Господь простит тебе некоторые твои грехи и прегрешения. Раб властителя вилаята Али (мир ему!), Ахмад Ардабили».

Тон и слог этого письма являются выразительными, красноречивыми и заслуживают особого внимания. Вопреки признанной в то время традиции написания писем, великий шиитский муджтахид обращается к могущественному Шаху без каких-либо похвал и восхвалений, называет его просто по имени, а в конце письма представляется как последователь и раб его светлости Али (мир ему!), а не как поклонник и последователь Шаха. Шах Аббас незамедлительно исполнил волю Мукаддаса Ардабили и в ответ написал следующие строчки: «Хочу сообщить вам, что Аббас покорно исполнил волю, которую вы изъявили. Я надеюсь вы не забудете помолится за меня о благе. Верный пёс его светлости Али (мир ему!), Аббас». Важность этого факта проявляется, когда человек понимает, что письмо это пишет полновластный шах великого и могущественного государства того времени, обладающий огромной властью, силой и мощью, ученому богослову, шиитскому муджтахиду, который представляет собой ученую и духовную личность, у которого нет ни армии, ни войска, ни денег, ни имущества. И это несмотря на то, что шиитские богословы подвергались гонениям, жизнь которых всегда находилась в опасности, а некоторые из них, в том числе Мученик ас-Сани были преданы смерти мучеников с предельной безжалостностью.

Когда Мукаддас Ардабили приступил к научной и агитационной деятельности, Научная духовная академия Неджафа уже не имела того былого блеска и сияния в сфере науки и знаний, каким она обладала во времена шейха Туси, и количество семинаристов и богословов в ней было не так много. Учитывая такие условия в научной духовной академии Неджафа, Мукаддас Ардабили решил возродить Научную Духовную Академию и, проявив огромное терпение и выдержку, а также железную волю, он стал преодолевать все недостатки и удовлетворять нужды. Своей особой духовностью он вдохнул свежий дух в Научную Духовную Академию Неджафа. Один из великих шиитских муджтахидов 13-14 столетия по лунной хиджре аятолла сейед Хасан Садр в этой связи пишет: «Во время Мукаддаса Ардабили, благодаря его усилиям в Неджаф вновь стали приезжать ученые, богословы и улемы. Научная Духовная Академия окрепла и народы со всех городов Ирака и разных стран устремились в центр исламской науки, и Неджаф стал крупнейшим научным центром. Следовательно, можно сказать, что отказ Мукаддаса Ардабили вернуться в Иран способствовал тому, что наряду с Исфаганом возродилась Научная Духовная Академия Неджафа, в качестве еще одного центра исламских наук. Точно также как в свое время отказ мученика ас-Сани и его сына Шейха Хасана, автора книги «Муаллим» и его внука сейед Мухаммада автора книги «Мадарик» переселится из Джебаль Амеля в Иран способствовал продолжению существования Научной Духовной Академии Шама и Джебаль Амеля.

Одной из ценных заслуг Мухаккика Ардабили перед шиитским миром является воспитание набожных и ученых мужей. Каждый из его учеников стал выдающейся личностью в науке, иджтихаде и написал ценные книги для Ислама. Когда Мукаддас Ардабили прошел все степени познания, он начал преподавать в Научной Духовной Академии Неджафа. Его занятия отличались предельной точностью, выдержкой и терпением в отношении научных материалов. Мухаккик Ардабили внимательно изучил официальные пособия Научной Духовной Академии Неджафа и некоторые учения которые он считал бесполезными не преподавал, чтобы оставить больше времени на главные, важные и насущные вопросы. Среди его учеников можно назвать шейха Хасана — сына мученика ас-Сани автора известной книги «Муаллима аль-Усуль» и сейед Мухаммада — внука мученика ас-Сани, автора книги «Мадарик аль-Ахкам».

В числе выдающихся отличительных особенностей Мукаддаса Ардабили следует отметить его искренность в вопросах обучения. Этот великий богослов, возглавлявший Научную Духовную Академию Неджафа в отношениях со своими коллегами более того учениками и семинаристами вел себя очень скромно и в то же время проявлял к ним большое уважение и почтение. Есть очень много рассказов и воспоминаний об этом великом качестве великого богослова Мукаддаса Ардабили. Рассказывают, что однажды один из учеников Мукаддаса Ардабили, которого звали мулла Шуштари во время знаний задал вопрос учителю. Мукаддас Ардабили ответил на вопрос, но ученик не был удовлетворен ответом. Дискуссия продолжилась и вдруг Мукаддас Ардабили замолчал, а через некоторое сказал: «Давайте оставим эту тему на потом». Я должен обратиться к книгам. Когда закончилось занятие Мухаккик Ардабили подозвал к себе ученика и дал ему точный и весьма исчерпывающий ответ. Семинарист остался доволен ибо получил ответ на свой вопрос. Он спросил у учителя: О почтеннейший! Если у вас такой исчерпывающий ответ на вопрос, почему вы не ответили во время занятий?» Мухаккик Ардабили сказал: «На той встрече присутствовали люди и не исключено, что намерением нашего спора могло стать желание выделиться и похвастаться, доказывая превосходство друг над другом. Но здесь такой вероятности нет и единственным, кто наблюдает за нашей беседой является Аллах».

Однажды один из учеников попросил Мухаккика Ардабили наставить его на путь Истины и порекомендовать ему что-нибудь в качестве наставления. Ученый написал записку, в которой привел несколько хадисов и подписался следующим образом: Эту записку раб Аллаха Ахмад написал своему маула (повелителю), чтобы тот выполнил наставления приведенные в ней, в надежде, что это способствует наставлению и напутствию. Такое отношение великого муджтахида притягивало к себе учеников, которые с огромным наслаждением постигали знания и получали нравственное воспитание.

Роль некоторых великих богословов в истории Ислама является настолько яркой и эффективной, что в передачах, которые готовятся невозможно рассказать и частичку всего того океана знаний, нравственности и их добродетелей. Мукаддас Ардабили относится к одной из таких ярчайших звезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 6 =