Какой будет жёсткая месть Ирана?

Какой будет жёсткая месть Ирана?

Мазиар Мотамеди пишет в статье на сайте Аль-Джазира, что вслед за убийством старшего иранского ученого-ядерщика доктора Мохсена Фахризаде иранские власти выступили за «жесткую месть».

Долгое время западные и израильские спецслужбы главу Организации по исследованиям и инновации при министерстве обороны Ирана, Мохсена Фахризаде считали ответственным за ядерную программу Ирана, которую до 2003 г. полагали военной. Иран сразу выдвинул обвинения Израилю, одному из главных союзников США и крупнейшего сторонника кампании президента Дональда Трампа по оказанию «максимального давления» на Иран.

ООН и европейские страны призвали Иран проявить сдержанность, чтобы не обострилась напряженность до января, когда Дональд Трамп передаст пост президента Джо Байдену. Байден пообещал изменить жесткую политику Трампа к Ирану.

«Это позорно, что некоторые отказываются противостоять терроризму и прячутся за призывом к сдержанности», — написал в Твиттере министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

По словам старшего научного сотрудника Центра стратегических исследований (исследовательский отдел при администрации президента Ирана) Дьяко Хоссейни, маловероятно, что Иран намерен дать военный ответ в краткосрочной перспективе, но это не означает, что убийство Фахризаде останется без ответа: «Я думаю, что на данный момент первым приоритетом Ирана считается оценка всех аспектов этого террора и судебное его преследование. Иран прекрасно понимает, что для Израиля более важной целью данного террора является его политический аспект: усиление напряженности до конца правления администрации Трампа между ИРИ и США, чтобы затруднить дипломатический путь для следующей администрации США». Хосейни добавил, что Израиль ничего не добьется от данного убийства, так как ядерная программа Ирана больше не зависит от отдельных лиц, у нее сильная структура, над которой работает большое количество молодых ученых. «Данным террором, Нетаньяху сделал Израиль более небезопасным. Список иранских ученых, убитых Израилем, стал длиннее, и иранские службы безопасности находятся под давлением для сохранения психологического равновесия и политической мести», — заявил он, указав на премьер-министра сионистского режима. Около десяти лет назад несколько иранских ученых-ядерщиков были убиты в результате нападений, в которых Израиль был главным подозреваемым. Все это время Иран сохранил мирный характер своей ядерной программы.

Исполнительный вице-президент Института Куинси Трита Парси считает, что Иран может военным образом ответить на убийство Фахризаде. «Однако, маловероятно, что целями (Ирана) будут интересы США, и даже если он нацелен на интересы Израиля, он, вероятно, будет отрицать свое участие в терактах, чтобы предотвратить усиление напряженности», — заявил он на беседу с телеканалом Al Jazeera. По словам Парси, иранские официальные лица еще не добились определенного результата в отношении выбора реакции: «Роухани открыто заявил, что Иран не попадет в ловушку Израиля, ответив безрассудно. С другой стороны, есть ряд других элементов, которые считают, что убийства происходят только потому, что Иран не отреагировал на предыдущие атаки, и что будущие провокации и атаки будут предотвращены только в том случае, если Иран жестко отомстит за это нападение». Парси отметил, что время ответа Ирана зависит от продвижения внутренних диалогов в Иране, а также от реакции западных стран и группы Байдена на данный террор: «Слабая внешняя реакция усиливает внутренние ожидания быстрого ответа со стороны Ирана».

Обещание Ирана о «жёсткой мести» за убийство Фахризаде напоминает обещание мести после убийства одного из самых влиятельных людей Ирана, т.е. генерала Касима Сулеймани, в результате удара американского беспилотника по Ираку в январе текущего года. Через несколько дней после атаки, совершившейся по приказу Трампа, Иран нацелился на две военные базы США в Ираке. В результате атак никто не пострадал, но более 100 американских солдат «получили черепно-мозговые травмы». С того времени иранские официальные лица заявляют, что настоящей местью за убийство Сулеймани будет полный вывод американских войск из Ирака.

Старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Ближнего Востока (Западной Азии) Аббас Аслани говорит: «При ответе на убийство профессора Фахризаде Иран может не действовать как при реакции на убийство генерала Сулеймани, так как сейчас иная ситуация». Он добавил, что еще никто не взял на себя ответственность за убийство профессора Фахризаде, а также у Ирана нет ограничений по времени для ответа на преступление, таким образом, Иран может действовать до или после входа Байдена в Белый дом, т.е. 20 января 2021 г. : «Важный момент в отношении времени заключается в том, кого считать ответственным за атаку. Если виноват будет только Израиль, Иран может ответить на террор до церемонии присяги Байдена». «Если США были причастны вместе с сионистским режимом в данной атаке, то вероятно, интересы США в регионе будут под угрозой», — добавил он. Однако, по словам Аслани, есть также вероятность, что масштаб ответа Ирана будет шире, чем Израиль и США, и будут включать также некоторых их союзников в регионе, в том числе несколько арабских государств. Он также отметил: «По крайней мере, часть ответа Ирана несет военный характер, но Иран также политическим путем преследует данный вопрос, и следит за осуждением данного террора со стороны других стран и международных организаций». За несколько дней до убийства профессора Фахризаде госсекретарь США Майк Помпео прибыл в регион, главной целью визита которого было оказание давления на Иран.

Эксперт по вопросам обороны и безопасности в Тегеране Хосейн Далириан говорит, что нет никаких сомнений в том, что израильская разведка (Моссад) несет ответственность за убийство Фахризаде, и что Иран ответит на данный террор: «Смысл этого физического террористического акта заключается в том, что Моссад снова перешел в оперативную фазу из фазы разведки, и, естественно, как и после предыдущих убийств иранских ученых-ядерщиков, Исламская Республика направит свои действия на операционную фазу в теневой войне с Израилем». Далириан добавил, что несмотря на убеждение многих, за кровь профессора Фахризаде не отомстят ракетами: «Многие считают, что данная месть приведет к усилению разведывательной войны и очередному входу Ирана в оперативный этап ответных действий. Иран позже решит о времени и месте данной мести, но нет никаких сомнений в том, что будет месть и несомненно, масштаб ответного удара Ирана по виновникам террора профессора мученика Фахризаде не будет ограничен регионом Западной Азии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 14 =