Госдеп считает, что нет заслуги КНР в налаживании отношений Ирана и Саудовской Аравии
Администрация США утверждает, что заслуги Китая в достижении Ираном и Саудовской Аравией договоренности о восстановлении дипломатических отношений, по сути, нет.
«Я бы сделала оговорку о том, что данное соглашение не было выработано при посредничестве китайцев. Они [лишь] выступали хозяевами [встреч и подписания договоренности]. Иранцы и саудовцы сами достигли всех соглашений, сами вели все обсуждения», — заявила в среду помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Барбара Лиф.
С ее точки зрения, «китайцы находятся на крючке в том смысле, что должны помогать контролировать действия иранцев». «Именно так многие в регионе это и рассматривали, и, откровенно говоря, это надеются получить в результате саудовцы», — считает Лиф.
Выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США, она охарактеризовала весенние договоренности между Тегераном и Эр-Риядом как разрядку. «Я бы действительно определила это как разрядку. Это не примирение, не крупное сближение или полная нормализация», — сказала сотрудник внешнеполитического ведомства США. «Это удивило многих. Нас (американскую администрацию — прим. ТАСС) это не удивило в полной мере, так как мы находились в постоянном диалоге с саудовцами на протяжении двух лет, поддерживая их в их стремлении найти какой-то способ сосуществования [с иранцами] за счет использования одного инструмента — дипломатического взаимодействия, но не отказываясь от других, более жестких инструментов, которые мы применяем коллективно и в двустороннем формате», — продолжила дипломат. С ее точки зрения, Эр-Рияд пошел на «прямое взаимодействие» с Тегераном «ради смягчения угроз национальной безопасности, исходящих непосредственно от Ирана», а также от его «ставленников, прежде всего хуситов, но не только».
Мартовские соглашения
10 марта Тегеран и Эр-Рияд договорились о восстановлении дипломатических отношений и возобновлении работы посольств. Представители двух стран вели переговоры в Пекине, по итогам которых было подготовлено трехстороннее заявление.
Отношения между Эр-Риядом и Тегераном обострились в марте 2015 года с началом военной операции коалиции во главе с Саудовской Аравией на территории Йемена против движения «Ансар Аллах» (хуситы). В январе 2016 года после того, как посольство Саудовской Аравии в Тегеране и ее консульство в Мешхеде подверглись нападениям толп протестующих, возмущенных казнью в Эр-Рияде шиитского проповедника шейха Нимра ан-Нимра, королевство разорвало дипломатические отношения с исламской республикой.
Болезненная реакция
Между тем директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин отметил 24 марта, что соглашение вызвало «крайне болезненную реакцию» у США и Великобритании. По его словам, Вашингтон и Лондон «привыкли играть на межисламских противоречиях». «Они видят в позитивных процессах в этом регионе провал многолетней политики по удушению Тегерана и прямую угрозу своим стратегическим позициям, — указал Нарышкин. — Профильным англосаксонским структурам поставлена задача подрывать наметившийся диалог, дискредитировать посредническую роль Пекина».
Нарышкин уверен, что в новых геополитических реалиях «семена сеятелей раздора не дадут всходов». «Нормализация саудовско-иранских отношений является важным шагом не только к разрядке напряженности вокруг исламской республики, но и к укреплению мира и безопасности на Ближнем Востоке в целом», — подчеркнул он.
«Открывается уникальный шанс для урегулирования острых кризисных досье в регионе, прежде всего конфликта в Йемене, деэскалации обстановки вокруг Сирии, Ирака и Ливана. Подобный сценарий выгоден всем региональным игрокам», — добавил глава Службы внешней разведки России.