Почему Израиль так рад победе Азербайджана в Нагорно-Карабахском конфликте? Будет ли недавнее соглашение в ущерб Ирану?
Эльдар Мамедов написал на веб-сайте Responsible Statecraft, связанным с аналитическим центром Quincy:
В начале войны между Арменией и Азербайджаном группа экстремистов в Вашингтоне, обычно связанных с неоконсервативными аналитическими центрами, такими как Институт Гудзона и Американский Фонд защиты демократии (FDD) призвали США поддержать Азербайджан. Их аргумент состоял в том, что Армения является союзником Ирана, а Азербайджан — союзником Израиля. Поэтому победа Азербайджана будет в интересах Тель-Авива. Судьба Нагорного Карабаха не интересует особо американских неоконсерваторов, но поскольку этот вопрос как-то связан с Ираном, они также чувствительны к тому, что происходит в Нагорном Карабахе. Так как, что считают победа Азербайджана в этой войне может вызвать [проблемы безопасности в Иране]. Война в Нагорном Карабахе закончилась 10 ноября усилиями России. Согласно соглашению, часть Нагорного Карабаха, которая была оккупирована Арменией более 20 лет, должна быть возвращена Азербайджану. Соглашение также предусматривает, что около 2000 российских миротворцев будут размещены в регионе, чтобы обеспечить новый статус-кво, который будет способствовать стабилизации Азербайджана. Хотя Израиль доволен победой Баку в Нагорно-Карабахском конфликте, неясно, обеспечит ли эта победа дополнительные стратегические интересы в столкновении с Ираном. Отношения между Азербайджаном и сионистским режимом основаны на соглашении, согласно которому Израиль продает Азербайджану оружие, а взамен покупает нефть. По оценкам, до 40% импорта оружия в Азербайджан поступает из Израиля. С другой стороны, израильтяне лоббируют в Вашингтоне от имени Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, как и многие правительства Ближнего Востока, похоже, считает, что путь Вашингтона проходит через Иерусалим. Кроме того, для того, чтобы собрать информацию против Ирана или начать военное нападение на него, Израилю нужно находиться на его северных границах. Война в Нагорном Карабахе доказала азербайджанцам преимущества отношений с сионистским режимом. Современное израильское оружие, особенно наступательные беспилотники, сыграло ключевую роль в победе над Арменией.
Таким образом, Израиль показал свое значение, как важный партнер для Азербайджана. Это партнерство является инвестицией и Баку продолжает настаивать на нем. С точки зрения Азербайджана, прекращение огня с Арменией носит временный характер, поскольку часть Нагорного Карабаха все еще находится за пределами фактического суверенитета Азербайджана, и ситуация в регионе все еще неясна. Азербайджан нуждается в помощи Израиля, чтобы заручиться поддержкой США в будущих дипломатических войнах для окончательного урегулирования, а также обеспечения вооружения для сохранения качественного превосходства над Арменией. В свою очередь, Азербайджан продолжает разрешать израильским шпионам использовать его территорию против Тегерана. Однако, произраильские экстремисты надеются, что Азербайджан будет продвигаться дальше в Нагорном Карабахе и способствовать их планам по дестабилизации Ирана. Во время войны у Алиева были очень хорошие отношения с Тегераном. Он лично опроверг сообщения азербайджанских СМИ о том, что Иран помог перебросить оружие из России в Армению. Он и его советники неоднократно подчеркивали глубокую дружбу между Азербайджаном и Ираном. Тем временем, Тегеран, проявляя осторожность по отношению к своему азербайджанскому меньшинству, направил политические и религиозные послания, чтобы заверить Баку в том, что Иран поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Похоже, Тегеран изменил свою позицию в пользу Баку, потому что считает, что таким образом убережет свои границы от любого конфликта. Конечно, этот шаг Тегерана не был полностью успешным, поскольку часть соглашения о прекращении огня идет в ущерб Ирану.
Согласно соглашению между Ереваном и Баку, у Баку теперь прямой сухопутный коридор, соединяющий Азербайджан с Нахчываном через Армению. Раньше эта страна должна была пройти через Иран, чтобы добраться до Нахчывана, и это было рычагом давления для Тегерана. Однако, здесь вопрос о том, намерен ли Алиев использовать это для создания нового конфликта с Ираном? В отличие от своего предшественника в начале 1990-х, Алиев не является идеологическим пантюркистом, и его амбиции, похоже, ограничиваются лишь восстановлением своей территориальной целостности в пределах международно признанных границ Азербайджана. Кстати, не следует забывать, что воссоздание возвращенных территорий требует огромных экономических ресурсов. Пандемия коронавируса, коррупция, репрессии и необходимость экономической модернизации — это другие проблемы, с которыми борется правительство. В этих условиях конфликт с Ираном – это последнее, что нужно Алиеву. Азербайджан продолжит отношения с Израилем, но эти отношения будут основаны на национальных интересах, поэтому надуманные антииранские планы, составленные американскими экстремистами в Вашингтоне, теперь не имеют места в политике Баку.